Большунова Л.Л. (программа 5 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Директор

                                                          _______________________О.С.Савостикова

                                                          «____»_______________________       2015г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

библиотечного кружка

«КНИГОЧЕИ»

для обучающихся

5 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Составитель   Л.Л.Большунова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

 

Пояснительная записка

         Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры. Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие, укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к миру, обеспечивает становление личности в целом.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одними из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение». Достичь этих результатов помогает программа библиотечного кружка «Книгочеи», которая является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.

Цель программы

1.     Формирование у обучающихся представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры.

2.     Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, библиотеки и других социальных институтов, связанных с чтением.

3.     Развивать и поддерживать в детях привычку радости чтения и учения, также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.

4.     Дать обучающимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ).

Задачи

1.     Научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающиеся возможности.

2.     Приобщить обучающихся к справочной, энциклопедической литературе и развить в них навыки самостоятельной работы с ней.

3.     Укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам.

4.     Воспитать у обучающихся потребность самовыражения через творческую деятельность.

 

 

Общая характеристика программы

Наша страна, некогда самая читающая в мире, сегодня, к сожалению,  уже не может претендовать на это почетное звание. Компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение. Родительское чтение в семьях сошло почти на нет.  Все чаще применительно к детскому чтению мы слышим слово «кризис». Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого информационного чтения, чтения деструктивной и «облегченной» литературы и, как следствие, в снижении языковой и общей культуры подростков и молодежи. Общество с нечитающим, духовно обделенным поколением может в будущем столкнуться с большими проблемами.

Чтобы предотвратить переход кризиса чтения в катастрофу, была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, где одной из важных составляющих культурной компетентности человека названа читательская компетентность, под которой понимаются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие подростку свободно ориентироваться в разнообразии книг; библиографическая грамотность и, конечно же, позитивное отношение к чтению.

Опираясь на основные положения этой программы, была составлена программа библиотечного кружка «Книгочеи», представляющая собой систему библиотечных уроков и мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта подростка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.

Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, Программа предусматривает работу в нескольких направлениях:

         1.Библиографические уроки предусматривают постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с элементами книги до умения пользоваться справочным аппаратом библиотеки

          2.Занятия по формированию круга чтения дают возможность обучающимся познакомиться с художественной и научо-познавательной литературой, адресованной им по возрасту; научиться не только «через ум», но и через чувства воспринимать написанное; использовать книги при подготовке к урокам; участвовать в литературных праздниках и видеть в книге не только источник знаний, но и источник радости, хорошего настроения.

3. Сила и красота слова раскрываются в его звучании, поэтому очень важно, чтобы переживание эмоциональной окраски слова шло от восприятия на слух – от выразительного чтения. Громкие выразительные чтения как обязательный элемент Программы «Книгочеи» помогают осознанному восприятию текста, открывают глубину и богатство книги, журнальной или газетной публикации. Именно здесь, в процессе самого чтения и в ответной рефлексии читателя формируется личность.

  4. Творческая деятельность развивает воображение, художественный вкус. На занятиях выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению обучающимся помогают выставки детских поделок, конкурсы рисунков и самодельных книжек, красочно оформленные отзывы о полюбившихся произведениях. В то же время, выставленные в библиотеке творческие работы одних ребят смогли стать побудительным мотивом для других обучающихся обратиться к книге.

        5.Введение в урок игр, игровых упражнений, ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребят. Во время игры они чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Увлеченные игрой, дети легче усваивают материал, закрепляют его, приобретают знания, умения, навыки.

Форма проведения занятий:

·        урок-объяснение;

·        урок- беседа;

·        беседа-консультация;

·        громкие чтения;

·        обзор литературы у книжной выставки, книжной полке;

·        турнир эрудитов;

·        выставка-просмотр;

·        викторина;

·        игра-поиск («Книги обо всем на свете»)

·        библиографическая игра («Найди книгу»)

·        игра-путешествие;

·        инсценировки;

·        урок творчества;

·        практические занятия;

·        анкетирование;

·        комбинированные уроки;

·        экскурсия в детскую библиотеку поселка

     Использование технических средств, красочных наглядных пособий, игр, проведение экскурсий способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Программа «Книгочеи» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку.

Место программы в структуре ООП

         Программа «Книгочеи» рассчитана на один год обучения, предназначена для обучающихся 5 классов, учитывает потребности и интересы обучающихся данного возраста, а также их возрастные, психологические и познавательные возможности. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (всего 34 часов) после уроков основного расписания.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценности русской и мировой литературы, эстетические ценности, ценности культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя, ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития

Ожидаемые результаты

       В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

·        развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

·        воспитание чувства справедливости, ответственности;

·        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

·        расширение знаний о книге, библиотеке, человеке, обществе;

·        обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта

·        формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

(личность, семья, коллектив, общество, Отечество, толерантность);

·        совершенствование навыков работы в группе;

·        развитие индивидуальных способностей.

Предметные результаты

·        формирование потребности в чтении художественной литературы;

·        развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·        расширение литературного кругозора;

·        формирование образного мышления обучающихся.

Содержание программы

Программа предполагает блочный принцип организации материала.

Первый блок «Основы библиотечно-библиографических знаний» -  знакомит с азами информационно-библиографической грамотности. На этом этапе предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге и библиотеке: от знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных источников информации, самостоятельному поиску информации.

Первый блок занятий имеет следующие разделы:

·        Книга – память человечества

·        Чудесный город – Книгоград

·        Искусство быт читателем

·        Структура книги

·        Газеты и журналы для детей

·        Справочно-библиографический аппарат библиотеки

·        Книжная выставка в библиотеке

Второй блок «Знакомьтесь – интересная книга» - чтение лучших произведений детской литературы, обсуждение прочитанных книг, турнир эрудитов, литературные игры.        

Третий блок «Практические занятия. Уроки творчества» - оформление книжных выставок, составление отзывов о полюбившихся книгах, выставки-сюрпризы, где каждый правильно ответивший на вопросы викторины читатель, получает приз, игра «Книжкина больница», выставки-конкурсы на лучшую иллюстрацию к любимой книге.

В зависимости от содержания, материал внутри блоков распределяется по хронологическому (история книги, первые библиотеки) или тематическому принципу («Книга в твоем доме», «Твои первые энциклопедии», «Читайка»  и компания», «В мире фантазии» и т.д.)

Наиболее часто используемая форма проведения занятий – комбинированные уроки, когда объединяется материал I и II или I и III     блоков.

I блок. Основы библиотечно-библиографических знаний

1. Здравствуйте: вводное занятие

    На занятии происходит знакомство с учащимися. Обзор программы, выбор  названия и девиза кружка.

2. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»: беседа

3. Книга – память человечества

Знакомство с историей возникновения письменности и появлением книг, развитие воображения, воспитание бережного отношения к книге.

·        Страницы истории книги: беседа

·        Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке

·        Что значит чтение для меня: анкета

·        Правильный ответ!: турнир эрудитов

·        В стране книг: кроссворд

 4.Чудесный город Книгоград

Привлечь к чтению и регулярному посещению библиотеки.

·        Аптека для души: беседа о библиотеках

·        Книга в твоем доме: рассказ участников кружка о своей домашней библиотеке и любимых книгах

·        Книжное царство – премудрое государство: литературная игра

·        Приглашение в читальню: библиографическая игра

·        Экскурсия в детскую поселковую библиотеку

5.Искусство быть читателем

 Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.

·        Заповеди читателя: правила пользования библиотекой

·        «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы»: о бережном отношении читателей к книге

·        Как выбрать книгу: беседа

·        Найди книгу: библиографическая игра

·        Книга и компьютер в информационном обществе: урок-диалог

·        Записи о прочитанном. Дневник чтения: беседа-консультация   

6.Структура книги 

Знакомство обучающихся с понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности.

·        Знакомьтесь – Книга!: библиотечный урок о структуре книги

·        Читаем книги от форзаца до сноски: викторина

7. Художники-иллюстраторы

Углубить знания об иллюстрации, познакомить с известными иллюстраторами. Развивать навыки рисования.

·        Сказки и краски: урок-беседа о значении иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И.Билибин и др.)

8. Газеты и журналы для детей   

·        «Читайка» и компания»: беседа. Игры по материалам детских журналов

·        «Журнальная империя»: кроссворд

 9. Справочно-библиографический аппарат библиотеки

Расширить понятия о видах справочной литературы, привитие навыков пользования ими; типы справочных изданий и принципы работы с ними.

·        Зачем нужны энциклопедии: урок-диалог

·        Эти книги нам расскажут обо всем на свете: викторина

·        Наши помощники – словари и справочники: беседа

·        Приключения Словаренка: библиографическая игра

·        Что нужно знать чтоб нам помог библиотечный каталог: библиотечный урок

·        Страничка деда Буквоведа: игра 

10. Книжная выставка в библиотеке:

Знакомство с различными видами книжных выставок, с их значением при выборе книг.

·        Выставка в библиотеке: беседа

·        Живая старина: обзор полочной выставки (книги по истории)

·        Я и мир вокруг: обзор полочной выставки (книги о растениях и животных), загадки

·        В мире фантазии: обзор книжной выставки (веселые стихи, повести, приключения), викторина

·        Твоя золотая библиотека: книжная выставка оформляется членами кружка (самые интересные по мнению читателей книги)

II блок. Знакомьтесь – интересная книга

         Путешествуя в мир художественного слова, открывая его тайны, переживая, радуясь вместе с героями книг, шестиклассники развивают свой ум, чувства, учатся лучше понимать окружающий мир и себя, свое отношение ко всему происходящему.

      1. Книги – юбиляры 2013 года: беседа, громкие чтения.

      2. Книги – юбиляры 2014 года: беседа, громкие чтения.

      3. Осеева В. «Бабка»: громкие чтения, обсуждение.

      4. Васильева Н. «Полынья»: громкие чтения, обсуждение.

      5. Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой»: громкие чтения, обсуждение.

      6. Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой»: громкие чтения, обсуждения.

      7. Книг заветные страницы: литературная игра.

III блок. Практические занятия. Уроки творчества

      1. На приеме у доктора «Нервистраничкиной»: подготовка и проведение библиотечного урока-сценки для обучающихся 2 классов (проводится во время экскурсии детей в библиотеку).

      2. Расстановка документов в фонде: практическое занятие.

      3. Книжкина больница: ремонт журналов, учебников и художественной литературы.

      4. Сегодня мы художники: рисуем иллюстрации к детским книгам

      5. Книги, которые мы полюбили: выставка-рекомендация (красочно оформленные отзывы о прочитанных книгах).

Умения навыки

      В ходе реализации программы «Книгочеи» у обучающихся формируются следующие знания, умения и навыки:

-  знание привил поведения в библиотеке и обращения с книгой

-  правильно называть произведение, указывая фамилию автора и заголовок

-  выделять авторскую точку зрения (что хотел сказать автор)

-  выражать свою точку зрения о прочитанном произведении

-  владеть приемами работы с энциклопедиями, словарями, справочниками

-  самостоятельно пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями

-  выбирать нужный (поисковый) вид чтения в соответствии с целью чтения

-  воспринимать и понимать прочитанный текст

Промежуточная аттестация

      Изучение каждого раздела программы заканчивается творческими работами обучающихся: рисунки, турнир эрудитов, викторина, интеллектуальная или библиографическая игра.

 

Планирование содержания программы по разделам и объему

п/п

Раздел

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Основы библиотечно-библиорафических знаний

22

11

11

2

Знакомьтесь – интересная книга!

7

2

5

3

Практические занятия. Уроки творчества

5

1

4

 

Итого

34

14

20

 

 Календарно - тематический план

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

 

 

1

 

 

2

I блок.  Основы библиотечно- библиографических  знаний

Здравствуйте! Вводное занятие. Обсуждение и утверждение плана, названия и девиза кружка.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

2

 

 

 

3

4

 

 

5

6

7

Книга – память человечества

«Страницы истории книги»

Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке.

«Что значит чтение для меня»

«Правильный ответ!»

«В стране книг»

2

 

 

 

8

9

10

 

11

12

Чудесный город Книгоград

«Аптека для души»

 «Книга в твоем доме»

 «Книжное царство – премудрое государство»

«Приглашение в читальню»

Экскурсия в детскую поселковую библиотеку

5

 

 

 

13

14

 

15

16

17

Искусство быть читателем

«Заповеди читателя»

 «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы»

 «Как выбрать книгу»

«Найди книгу»

«Записи о прочитанном. Дневник чтения»

3

 

 

 

18

19

Структура книги

«Знакомьтесь – книга!»:

«Читаем книжки от форзаца до сноски»

1

 

 

20

Художники-иллюстраторы

«Сказки и краски»

1

 

 

 

21

22

Газеты и журналы для детей

«Читайка» и компания»

«Журнальная империя»

1

 

 

 

 

 

 

23

24

 

25

 

26

27

 

28

 

 

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

«Зачем нужны энциклопедии»

«Эти книги нам расскажут обо всем на свете»

«Наши помощники – словари и справочники»

«Приключения Словаренка»

 «Что нужно знать чтоб нам помог библиотечный каталог»:

«Страничка деда Буквоведа»

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

30

31

32

33

Книжная выставка в библиотеке

«Выставка в библиотеке»: беседа

«Живая старина»:

«Я и мир вокруг»

«В мире фантазии»

«Твоя золотая библиотека»

4

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

6

 

7

 

II блок.  «Знакомьтесь – интересная книга»

«Книги – юбиляры 2014 года»

«Книги – юбиляры 2015 года»

Осеева В. «Бабка»

Васильева Н. «Полынья»

Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой»

Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой»

«Книг заветные страницы»

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

3

4

5

III блок.  Практические занятия. Уроки творчества

«На приеме у доктора Нервистраничкиной»

«Расстановка документов в фонде»

«Книжкина больница»

«Сегодня мы художники»

«Книги, которые мы полюбили»:

5

 

 

           

 

 

Материально-техническое обеспечение

Портреты писателей, рисунки, схемы  «Справочный аппарат библиотеки», «Типы справочных изданий», компьютер, мультимедийный проектор,

DVD и др., цветные карандаши, краски, альбом для рисования.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Бесхлебников, П. Что ты знаешь о книге: библиотечная игра/ П.               Бесхлебников // Школьная библиотека. – 2001. - № 2. – с.33-34

2. Бесхлебникова, В. Библиотечная мозаика: урок-игра/ В.Бесхлебникова// Школьная библиотека. – 2001. - № 3. – с.36

3. Библиотечные уроки. Вып.1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)

4. Библиотечные уроки. Вып.2: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)

5. Голубева Е., Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информционной культуры школьников / Е.Голубева // Школьная библиотека. – 2005. - № 6. – с.45

6. Иллакрина, Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М.: Глобус, 2007. – 268с. – (Школа)

7. Кривенко, Л.В. Приключения Словаренка: библиотечно-библиографический урок / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.22

8. Кузякина, н. Любите книгу и цените библиотеку / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. № 13, № 14

9. Плюснина, С. Работа с периодическими изданиями в библиотеке / С.Плюснина // Школьная библиотека. 2004. № 2. – с.14

10. Расскажут обо всем на свете детские журналы и газеты // Праздник книги и чтения. – М., 2005. – с.264

11. Сергеев, В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 1984

12. Степанова, т. Тысяча мудрецов под одной крышей: игра-путешествие/Т.Степанова / Библиотека. – 2002. - № 6. – с.47

13. Ступак, Т.В. Путешествие в Библиоград: игра-путешествие по    библиотеке. / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – 2005.- №2. – с.49

14. Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских

традиций/И.И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2006. - №2. – с.27

 15. Щукина, Н. Центр информационной культуры – библиотека. /

 Н.Щукина // Библиотека в школе. – 2005. - № 23. – с.11

 16. Хохлова, Г.А. Корабль мысли: библиографическая игра / Г.А.       

 Хохлова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.18

 

 

 

 

Согласовано                                         Согласовано

на заседании ШМО                             заместитель дирекиора школы поВР

классных руководителей                     ____________________В.С. Логинова

протокол №_____                                 «____»___________________2015 г.

От  «____»_________2015 г.