Большунова Л.Л.

МАОУ Селятинская СОШ № 2

 

 

 

 

                  Утверждаю:

 

                           Директор школы

 

__________________О.С. Савостикова

«_____»______________________2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Волшебное слово»

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Большунова Л.Л.

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

 

 

­­­ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение». Достичь этих результатов помогает программа внеурочной деятельности «Волшебное слово».

         Интерес к чтению с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Развитие навыков чтения с младшего школьного возраста становится все более актуальным в условиях снижения книжной культуры общества. Именно в этот возрастной период закладываются основы данной культуры, которые требуют педагогического сопровождения.

         Приобщая ребенка к чтению, библиотека не только открывает путь к одному из важных источников информации. Она защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась. Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале.

         Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Волшебное слово» может рассматриваться как неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Она расширяет читательский опыт обучающихся, знакомя их с новыми произведениями, способствует совершенствованию навыков чтения и анализа литературного произведения. Кроме того, она дает дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей ребенка и развития у него интереса к творчеству. «Волшебное слово» - это ступенька на пути воспитания творческого, вдумчивого читателя.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

1.     Воспитание потребности в чтении.

2.     расширение содержания чтения и направленности читательских интересов.

3.     Совершенствование культуры чтения

4.     Развитие речи, пополнение словарного запаса

ЗАДАЧИ

1.     Научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие возможности

2.     Приобщить учащихся к чтению книг различной тематики (о Родине, истории края, о природе, о дружбе и т.д.)

3.     Укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам. 

Общая характеристика программы  

Занятия по программе внеурочной деятельности помогают маленьким читателям познакомиться с лучшими произведениями детской литературы разной тематики, учат думать и рассуждать о прочитанных книгах, оценивать мастерство автора, прислушиваться к словам других и уважать их, помогают найти для себя верного книжного друга, который останется рядом на долгие годы.

          В основу программы положены следующие принципы:

vдоступность;

vзанимательность;

vнаглядность.

Виды внеурочной деятельности:

vигровая деятельность;

vпознавательная деятельность;

vпроблемно-ценностное общение;

vхудожественное творчество.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей школьников. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития образного мышления.

Известно, что все дети любят слушать чтение взрослого, но не все умеют слышать художественное слово, поэтому на многих занятиях используется такая форма, как громкое чтение.  Выразительное с нотками артистизма чтение, с показом иллюстраций, использованием технических средств,  с музыкальными заставками, включением в чтение интересных вопросов, помогает глубже проникнуть в содержание произведения, а главное формирует умение слышать живое слово, развивается речь обучающихся, обогащается читательский опыт.

         Чтение предполагает творчество. Выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению помогают выставки  творческих работ обучающихся.

Место программы в структуре ООП

         Программа внеурочной деятельности «Волшебное слово» рассчитана на 1 год обучения, предназначена для обучающихся 2 классов. На работу курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

         Ценности классической и современной детской литературы, эстетические ценности, ценности культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя,  ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.

Ожидаемые результаты

         В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-  любовь к родному краю;

- ориентация на положительные примеры из литературных произведений;

-  развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

-  воспитание чувства ответственности, справедливости;

-  развитие самостоятельных суждений.

Метапредметные результаты:

-  расширение знаний о важнейших событиях в истории России, о людях, природе;

- обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта.

- совершенствование навыков работы в группе;

-  развитие индивидуальных способностей.

Предметные результаты:

-  совершенствование навыков чтения;

-  формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

-  развитие речи обучающихся;

Развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-  расширение литературного кругозора;

-  формирование образного мышления обучающихся.

Содержание программы

Программа предполагает тематический принцип организации материала:

1.     Защитники земли русской

2.     О тебе, моя Родина

3.     Мой край родной

4.     Любить природу – значит любить Родину

5.     Ты живешь среди людей

6.     Писатели – детям

7.     Я с книгой открываю мир

Защитники земли русской (8 часов)  Знакомство с героями разных эпох, мужественно защищавшим родную землю ( М.Ю.Лермонтов «Бородино»;  «Русские победы»; С.П.Алексеев «Сто рассказов из русской истории»; М.В.Водопьянов «Штурман Фрося», сборник рассказов «Дети – герои Великой Отечественной войны». Рисование. Литературный час «Спасибо деду за победу!»

О тебе, моя Родина (3 часа) Пословицы и поговорки о Родине, стихи о Москве.  Учимся выделять в тексте слова и предложения, говорящие о чувствах к Родине. Знакомство с историей Российского государства по книге «Моя первая русская история». Литературный час «Здесь Родины моей начало»: об истории, развитии и сегодняшнем дне п.Селятино. Конкурс рисунков.

Любить природу – значит любить Родину (9 часов) Игра-путешествие по книгам В.Бианки. Громкое чтение книги Ф.Зальтена «Бемби», просмотр мультфильма по мотивам этого произведения. Знакомство с героями В.Чаплиной «Фомка – белый медвежонок» и Д.Дейл «Непоседа Дотти», создание иллюстраций к этим произведениям. Литературная игра по книгам Е.Чарушина, лепка из пластилина. Устный журнал «Кто в лесу живет, что в лесу растет», прослушивание диска «Голоса леса». Урок творчества «Наши братья меньшие» - рисунок и рассказ обучающихся о своих четвероногих друзьях и питомцах.

Ты живешь среди людей (2 часа) Знакомство с произведениями А.Барто «Вежливый поступок», С.Михалкова «Хрустальная ваза», Н.Носова «Огородники», А.Гайдара «Горячий камень», В.Осеевой «Волшебное слово». Викторина.

Писатели – детям (8 часов) Устный журнал «Читаем Пушкина». Находим в сказках А.С.Пушкина описание чудес. «Сказки дедушки Корнея», викторина по произведения К.И.Чуковского, «выращиваем» в библиотеке  чудо-дерево. Знакомимся с содержанием книги Г.Остера «Зарядка для хвоста», видеопросмотр. Вспоминаем, какие еще книги этого автора нам известны. Сравниваем героев. Литературный утренник «Чудная страна Ирины Токмаковой. Литературная экскурсия по книге Б.Житкова «Что я видел». Знакомимся с биографией и творчеством Х.К.Андерсена, КВН «Волшебник из Копенгагена»

Я с книгой открываю мир (4 часа) Игра-путешествие «Расту читая». Оформление фотогазеты.

Урок творчества «Книги, которые мы полюбили»: конкурс рисунков по мотивам прочитанных книг.

Умения и навыки

         В ходе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся формируются следующие знания, умения и навыки:

-  знание правил поведения в библиотеке и обращения с книгой;

-  правильно называть произведение, указывая фамилию автора и заголовок;

-  соотносить обложку книги с ее содержанием;

-  выделять из текста особенности описания внешности героев, их поступков;

-  выделять в тексте слова и выражения, показывающие красоту родной природы;

-  выражать свою точку зрения о прослушанном произведении

Промежуточная аттестация

         Изучение каждого раздела программы заканчивается творческими работами обучающихся: рисунки, лепка из пластилина, викторина, литературная игра, КВН.

Календарно-тематический план

 

N

п/п

Наименование темы

Формы проведения занятий

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I

 

1

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

5

Защитники земли русской

Лермонтов М.Ю. «Бородино»

«Русские победы»: сборник

 

Алексеев С.П. «Сто рассказов из русской истории

 

Водопьянрв М.В. «Штурман Фрося»

 

«Дети – герои Великой отечественной войны»

«Спасибо деду за победу»

   

 

 

Громкое чтение, обсуждение

Беседа, громкое чтение, обсуждение

Громкое чтение, обсуждение

 

 

Громкое чтение, викторина

 

Громкое чтение, обсуждение

 

Литературный час

 

8

 

1

 

2

 

 

2

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

II

1

 

2

3

4

О тебе, моя Родина

Пословицы и поговорки о Родине

Серова Е. «Мой дом»

Романовский С. «Москва»

«Моя первая русская история» (главы из книги)

Здесь Родины моей начало (п. Селятино)

 

Громкое чтение

 

Громкое чтение, рисование

 

Громкое чтение, обсуждение, викторина

Литературный час, рисование

3

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

III

 

1

 

 

2

 

3

 

4

 

 

5

 

6

 

 

7

 

8

 

Любить природу – значит любить Родину

 Лесные были и небылицы В.Бианки

 

Зальтен Ф. «Бемби»

 

Дейл Д. «Непоседа Дотти»

 

«И лисята, и зайчата, и медведь» (по книгам Е.Чарушина,

Чаплина В. «Фомка – белый медвежонок»

 Кто в лесу живет, что в лесу растет.

 

Дети радуги (по книгам Н.И.Сладкова)

Наши братья меньшие

 

 

 

 

Игра-путешествие, обзор у книжной полки

Громкое чтение, видеопросмотр

Громкое чтение, рисование

Литературная игра, лепка из пластилина

Громкое чтение, рисование

Устный журнал, прослушивание DVD «голоса леса»

Информина

 

Урок творчества. Рисунок, рассказ участников кружка о своем четвероногом друге

9

 

1

 

 

2

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

IV

1

 

2

 

 

3

4

 

5

 

Ты живешь среди людей

Барто А. «Вежливый поступок»,

Михалков С. «Хрустальная ваза» (быль),

 Носов Н. «Огородники»,

Гайдар А. «Горячий камень»,

Осеева В. «Волшебное слово».

 

 

Громкое чтение, обсуждение, викторина

2

 

 

V

1

2

 

 

 

3

 

 

4

 

5

 

 

6

Писатели – детям

Читаем Пушкина

Сказки дедушки Корнея (по произведениям К.И.Чуковского)

 

Остер Г. «Зарядка для хвоста»

 

 

 Маугли – человек из книги джунглей (Р.Киплинг)

Чудная страна Ирины Токмаковой

Что видел Борис Житков

 ( по книге Б.Житкова «Что я видел»

 Волшебник из Копенгагена (Х.-К. Андерсен)

 

Устный журнал

Викторина, оформление чудо-дерева

 

Громкое чтение, викторина, видеопросмотр

 

Литературный час, видеопросмотр

 

Литературный утренник

Литературная экскурсия

 

 

КВН

8

1

1

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

VI

 

1

 

 

2

Я с книгой открываю мир

Расту читая

 

 

 Книги, которые мы полюбили

 

 

Игра-путешествие. Оформление фото-газеты

Урок творчества. Конкурс рисунков по мотивам прочитанных книг

4

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

             

 

Материально-техническое обеспечение

Портреты писателей,  книги изучаемых авторов, цитаты из произведений, компьютер, мультимедийный проектор,  DVD, цветные карандаши, альбомы для рисования, пластилин.

Учебно-методическое обеспечение

1.     Бианки, В.В. Отчего я пишу про лес: рассказы / В. Бианки. – Л.: Детская литература, 1984. – 11 с.: ил. – (Библ. серия)

2.     Вместе почитаем, вместе поиграем!: лит. Утренник, посвященный 75-летию И.П.Токмаковой // школьная библиотека. – 2003. - № 7. – с. 21-32

3.     Крук, Н.В. Котомцева, И.В. // Н.В. Крук, И.В. Котомцев.  Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: Методическая копилка школьного библиотекаря – М., 2010.- 503 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» Серия 1, Вып. 2-3)

4.     Кузякина, Н. Любите книгу и цените библиотеку / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. - № 13, 14

5.     Молдавская К. Голоса друзей / К. Молдавская // Книжное обозрение. – 2007. - № 39. – с. 21

6.     Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских традиций / И.И.Тихомирова // школьная библиотека. – 2006. № 2. – с. 27

7.     Тубельская, Г.Н. Остер, Г.Б. // Тубельская, Г.Б. Детские писатели России. Сто имен: библиографический справочник. Ч. II: М-Я, М.: Школьная библиотека, 2002. – с. 70-73

8.     Харламова, Р. Благослови детей и зверей: о творчестве Г. Остера // детская литература. – 1993. - № 4. – с. 18-20

 

 

Согласовано                                            Согласовано

на заседании ШМО                                  заместитель     

учителей начальных классов             директора по ВР                                                            _______В.С.Логинова

протокол №_____                         "__"_______2015г.               

от  «____»____________2015 г.      

 

 

 

 

Как у наших у ворот чудо-дерево растет!...

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки да башмаки, словно яблоки!...

Кому нужны сапоги к чудо-дереву беги!